Ни один автосервис не может в своей работе обойтись без подъемного устройства для ямы. Его также называют другими терминами: траверса, ямочный или канавный домкрат, и т.д. Но суть его остается прежней: поднятие автомобилей над автомобильной ямой на высоту, необходимую для удобной работы со сходом-развалом и подвеской.
Надо учитывать различные факторы, выбирая оборудование для автосервиса. Их не так много, но они обладают большим значением не только для успешной и эффективной работы, но также для обеспечения безопасности сотрудников. Они включают в себя:
-
размеры подъемника;
-
грузоподъемность;
-
тип устройства.
Выбирать их надо, исходя из предполагаемых задач и назначения траверса.
Назначение
Канавный автомобильный подъемник – один из самых главных и частых видов оборудования на станция техобслуживания и в автомобильных сервисах. Почти все работы в нижней части конструкции автомобиля невозможно произвести без их использования. С ними делают все – и меняют колеса, и корректируют их углы, и обслуживают подвеску.
Подъемные устройства различаются по типу установки: они могут быть установлены на автомобильные подъемники, или же непосредственно в смотровую яму. Чаще всего используются гидравлические варианты. Они помогают более точно настроить углы колес, сход и развал, провести диагностику подвески и, при необходимости, ее ремонт.
Существует множество разных моделей, помимо гидравлики, и их можно интегрировать в конструкцию из четырех стоек. Комбинированный агрегат еще более облегчает обслуживание оси.
Необходимость использования траверсов в смотровых ямах обусловлена тем, что более 70% проводимых операций требуют подвешивать ходовую часть. Конкретно углы развала и схождения настраиваются только с помощью ямных домкратов, поэтому траверс всегда входит в набор оборудования для коррекции колесных углов.
Другое направление работы, где канавный домкрат незаменим – ремонт крупногабаритных тяжеловесных транспортных средств. Хотя их и можно заменить подкатными колоннами, как правило, траверс дешевле, чем они, но не менее эффективен, а потому чаще используется как главное подъемное оборудование.
Основные виды
Разумеется, решение одной и той же задачи, даже с использованием устройств одной категории, возможно разными способами. Этим обусловлено появление и использование разнообразных видов автосервисного оборудования, включая разные виды подъемных устройств. Каждый из них обладает собственными конструктивными особенностями и отличными комплектациями, позволяющими реализовать различные функции.
В случае с канавными траверсами, имеется две главных категории:
-
напольные;
-
подвесные.
Напольные домкраты
Такие агрегаты устанавливаются на основании с четырьмя колесами для более удобного перемещения, и с вертикальным столбом-гидравликой. Эти устройства способны поднимать грузы на значительную высоту, а телескопическая конструкция главного поршня позволяет ему выдвигаться на длину более 100 сантиметров.
Встроенный пневмонасос ускоряет движение поршня и обеспечивает быстрое, но плавное опускание груза. Приводится в действие механизм с помощью ножной педали.
Отличительная особенность передвижных напольных подъемных устройств – способность поднимать даже автомобили с низким дорожным просветом. Их можно передвинуть по полу в нужную позицию, поставив под автомобильным подъемником или прямо в смотровую яму, и т.д. В зависимости от конструктивных особенностей и дополнительных элементов, грузоподъемность и устойчивость могут меняться. Наличие траверсы особенно увеличивает их.
Подвесные домкраты
Подвесные подъемные устройства не столь мобильны и потому являются полустационарными. Это означает, что их можно перемещать на разные позиции, но лишь по заранее имеющимся направляющим.
Каждый такой агрегат состоит из базы на колесах и приводного устройства. Чаще всего это гидравлика, но есть также механические и пневматические варианты. Для приведения устройства в действие и поднятия груза используются траверсы, поршневые механизмы или ножничные конструкции. Как правило, максимальна длина выдвижения штока не превышает 70 сантиметров.
Главное преимущество подвесного домкрата – его надежность захвата поднимаемого груза. Также он прост в использовании и может поднять аналогичный груз быстрее напольного. Активно используются для любых категорий автомобилей, кроме самых крупных и тяжелых видов техники, для которых лучше приобрести еще более мощное специализированное снаряжение.
Виды приводов
Помимо способа установки, важен тип привода. Он определяет показатели вроде грузоподъемности, производительности, требований к эксплуатации и представляет собой конкретный механизм и принцип работы агрегата.
Есть три основных типа:
-
гидравлический;
-
пневматический;
-
пневмогидравлический.
Как уже было указано выше, напольные подъемники используют гидравлику, но иногда они могут быть оборудованы пневмогидравликой. Подвесной домкрат может быть любого типа.
Гидравлические
Это наиболее простые и доступные устройства. К сожалению, у них ограниченная дальность хода (до 90 сантиметров), а также довольно медленная скорость подъема. Модификации конструкции, вроде дополнительных насосов с минимальной нагрузкой, позволяют ускорить их работу. Основной насос при этом будет лучше справляться с тяжелыми объектами, но это потребует больше времени на выполнение.
Гидравлика может быть включена как в напольные, так и подвесные системы. Подъемники с ножничным механизмом часто оборудованы гидроцилиндрами, а поршневые модели чаще создаются с бутылочным типом гидравлики.
Пневматические
Пневматика – более редкий и необычный вариант. Он заключается в использовании сжатого газа (обычно воздуха) для приведения механизма в движение. Механизм поднятия – ножницы передвижная траверса и обеспечивает большую устойчивость и стабильность работы, размеренный подъем более 25 сантиметров и контроль скорости поднятия оператором.
К сожалению, этот тип страдает от сниженной грузоподъемности, до 3-3,5 тонн. Чтобы он работал, необходим мощный компрессор, обеспечивающий давление не менее 5-6 атмосфер. Ввиду наличия как плюсов, так и недостатков, пневматические приводы, несмотря на свою сравнительную редкость, несильно отличаются по цене от гидравлических вариантов.
Пневмогидравлические
Пневмогидравлика сочетает в своей работе как сжатую жидкость, так и сжатый газ в качестве рабочих веществ. У нее довольно сложные конструкция и принцип действия: сжатый воздух давит на насос, а тот перекачивает масло в цилиндр. Из-за этого шток поднимается быстро, пока не достигнет груза, а затем начинает медленно его поднимать, и дальнейшая работа требует ручного контроля.
Пневмогидравлические канавные домкраты могут быть как подвесными, так и напольными, и обладают отличным сочетанием грузоподъемности, стабильности, плавности, контролируемости оператором. При наличии компрессора, обеспечивающего около 7 атмосфер давления в газовой части системы, и достаточно мощного насоса, они могут без труда поднять довольно большой груз на высоту 110 сантиметров, а иногда и больше.